Традиция украшать тело пришла к нам с древних времен - интернет магазины золотых кулонов сегодня очень популярны, как раньше – мастеровитые ремесленники. Это чудесное ювелирное изделие по праву считается одним из самых красивых, изящных и нежных. Но как оно было изобретено?
В седой древности пещерные люди носили зубы или когти убитого зверя на шее. Считалось, что это оберег от злых духов и напастей, способствующий хорошей охоте и помогающий не заблудиться.
Первый явный прообраз украшения – костяные круги, найденные на груди скелетов в Испании, живших 55 тысяч лет назад. Возраст другого кулончика, обнаруженного на территории Швейцарии, – 15 тысяч лет. Он тоже сделан из кости, но украшен красивым узором и подвешен на шнурке из жилы зверя.
С течением времени, когда было освоено искусство обработки железа и бронзы, появились подвески из металла. При раскопках царства Урарту были обнаружены бронзовые ожерелья, сделанные из нескольких одинаковых кулончиков.
Одна из важных вех развития украшения связана с древним Египтом. Всемирно известная Клеопатра преподносила в подарок приближенным золотые кулоны, инкрустированные аравийскими изумрудами, с выгравированными на них именем и изображением царицы.
Не меньший интерес вызывали подвески и у мужского пола. Сделанный из золота скарабей проследовал за Тутанхамоном вплоть до самой смерти. А римский император Нерон, известный не только жестокостью, но и интересом к театральной жизни, одаривал талантливых артистов кулончиками с драгоценными камнями и выполненными на них гравировками, следуя, очевидно, примеру Клеопатры.
Красивейшие, невероятно утонченные изделия, произведенные из цельного золота, были найдены в I в. до н.э. Его бывшая обладательница, ногайская царица, проживала ближе к нам, в Поволжье. Кем был талантливейший мастер, способный занять место одного из лучших ювелиров в истории, неизвестно.
Средневековье известно новой, «убийственной» модой в данной отрасли, которая была по достоинству оценена семействами Медичи и Борджиа. После того, как был введен запрет на ношение колец (из-за хрянившихся в них ядов), итальянские мастера изобрели открывающиеся мужские и женские золотые кулоны. Во дворце во Флоренции хранится интересный экспонат – невероятно изысканное украшение с массивным хризопразом, распиленным надвое. Верхняя часть откидывается, словно крышечка, а в нижней вырезана полая камера, где хранится яд. Мнение, что его сделал или Леонардо да Винчи, или Микеланджело, ничем не подтверждено, особенно ввиду отсутствия интереса у мастеров к закулисным интригам.
В средние века инкрустация золотых ювелирных изделий драгоценными камнями стала особенно популярна – самоцветы служили символом богатства и власти. И естественно, большие камни неудобно было носить на пальцах или, того хуже, оттягивать уши. Красота размером чуть ли не с ладонь замечательно устраивалась на шее – достаточно вспомнить только украшения Анны Австрийской, Габсбургов, саксонских курфюрстов. Цену золотых кулонов подобного рода даже сложно представить.
К слову, даже яйца Фаберже изначально создавались не как безумно дорогие сувениры-минискульптуры, а как кулончики, увы, не столь востребованные.
Позднее средневековье добавило новый смысл для этих изделий – они стали использоваться как награды, знаки отличия – российские и французские ордена, германские кресты было принято носить подвешенными на лентах на шее. А путешественники, воины и мореплаватели, отправляясь в дальний путь, клали в кулон щепотку родной земли, прядь или маленький портрет близкого человека.