Кубачинские мастера владеют сложными ювелирными техниками. В других ремеслах, как правило, виды работ ограничены, здесь же можно встретить чеканку, гравировку с чернением, филигрань с перегородчатой эмалью, мелкозернистое канфарение и даже резьбу по слоновой кости. Местные ювелиры настолько тонко умеют работать штихелем по серебру, что добиваются эффекта сияющих бриллиантов.
Мастера владеют сразу несколькими профессиями, им приходится быть граверами, знать слесарное дело, иметь навыки художественного литья, резьбы по дереву, камню и кости, а также осваивать филигрань и эмаль. Все эти виды работ в разнообразных сочетаниях используются для изготовления кубачинских изделий. В процессе могут принимать участие даже несколько мастеров.
Как создается кубачинское произведение?
Сначала мастер делает графический рисунок, которым украсит будущее изделие. Потом приступает к созданию предмета. Процесс проходит в несколько этапов. Сначала монтировка, затем гравировка, насечка, филигрань и в конце нанесение эмали. Как правило, автор в совершенстве выполняет один из этапов, однако есть ювелиры, делающие все работы сами.
Создание кубачинского произведения — от кувшина или вазы до кинжала — начинается с придания предмету формы методом ковки или отливки. Процесс получил название монтировки. После этого заготовка попадает в руки к «хабичу уста», или мастеру гравировки. Часто это автор будущего ювелирного изделия. Каждый ювелир по-своему применяет и сочетает техники обработки металла. Один делает глубокую гравировку с чеканкой, другому нравится насечка золотом по слоновой кости, третий работает с филигранью и эмалью.
Художественная обработка металла
Кубачинские ювелиры наиболее часто используют:
- гравировку;
- ковку;
- чеканку;
- литье;
- монтировку по серебру;
- чернение;
- инкрустацию слоновой кости драгоценными металлами;
- филигрань;
- скань;
- насечку серебром и золотом по вороненому железу.
Гравировка бывает нескольких видов. У каждого мастера индивидуальный стиль, который, как почерк, передает в орнаменте характер автора. Самой трудоемкой считается глубокая гравировка. В металле вырезается тонкая колея, при этом всего одно неосторожное движение может испортить рисунок. Важна каждая деталь: как держится резец, какова сила нажима. По преданиям, раньше рядом с ювелиром лежал молоток — на тот случай, если рука не сможет перенести на металл образ. Тогда одним ударом уничтожалось то, что создавалась так много дней.
Дагестанские мастера создают уникальную филигрань. Ее используют для украшения ювелирных изделий и дорогой столовой утвари. Это «сканная работа», для которой применяют металлическое зерно (золото или серебро, реже платину). Техника насечки предполагает нанесение орнамента из золотой нити на сталь. Этот метод использовался в Персии и других арабских странах. Дагестанская инкрустация золотом слоновой кости — уникальный метод, который не встречается в других культурах. Золотом также инкрустируют металлы — серебро и железо, но и это делается по-особенному. Мастера не вырезают углубления, а выбивают их зубилом. Это сложнее, но фон становится изящнее.
Традиционный метод работы кубачинских ювелиров — чернение. После нанесения первого узора изделие покрывают чернью — специальным сплавом красной меди, свинца и серебра, а также серы. После остывания сплав темнеет, а заготовка шлифуется. С помощью наждака, напильника и песка творится волшебство — на поверхности появляется орнамент, а чернь остается в углублениях. Часто, очистив изделие, ювелир делает еще один узор.
Сегодня мастера используют и современные методы, например оксидировку серой на мягком металле. В результате получается рисунок на матовом фоне.
Стилистика кубачинских ювелирных изделий
В каждой семье села Кубачи бережно хранили свои узоры, как в других семьях рецепты хлеба и аджики. Основа орнамента — растительная, так как религия запрещала изображение живых существ. Ювелиры создавали причудливые цветы и листья, которые вряд ли могли вырасти на камнях предгорья.
В кубачинском орнаменте больше 25 элементов (бутонов). Часть заимствована из Турции, Ирана, России и у народов Кавказа, но база взята из местного творчества. Узоры различаются по сочетанию элементов и расположению деталей. У орнаментов есть свои названия. Мархарай (значит «заросль») — асимметричный, составлен из свободно разбросанных веточек, цветов и листьев. Тутта — стебель с симметрично расположенными листьями. Этот узор использовался для украшения кинжалов и поясов.
Мастерство тутта ценилось выше других, ведь сделать этот орнамент сложнее, чем вольный мархарай. Главная трудность состоит в том, что симметричные элементы не могут отличаться друг от друга. Одно неловкое движение гравировщика, одна неточная линия — и работа испорчена, изделие отправляют на переплавку. Сейчас орнамент тутта уже не в моде, практически не используется.
Еще один традиционный узор — миндурма. Это сетчатый орнамент, как будто повторяющийся по трафарету, как обойный рисунок. А узор тамга требует не только чеканки, но и чернения.
В кубачинском промысле цвета эмали регламентированы. Это голубые, белые, фиолетовые и желтые соцветия и зеленая листва. Но элементы уникальным образом располагаются в узоре. Можно встретить изображения коней, птиц и змей — это древняя символика с тех времен, когда изделия служили амулетами. Массивные предметы из серебра кубачинские мастера часто украшают сердоликами, гранатами, кораллами, яшмой, бирюзой, агатами, лазуритом, альмандинами или цветным стеклом.